#daisylichiboys
Мы провели новое классное интервью с Михаилом Бороховским, совершенно талантливым музыкантом, гитаристом и композитором.
–Расскажи о своем музыкальном опыте. С чего начинается обычно игра в группе?
–Игра в группе, конечно же, начинается с желания нравиться девочкам и компенсировать свои комплексы. И это только отчасти шутка))
Если серьёзно, то все начинается собственно с желания делать и играть музыку, и желания, чтоб эта музыка была услышана и воспринята. И, как правило, когда эти желания набирают определенную критическую массу, откуда ни возьмись прибегают люди с подобными желаниями. Тут-то и начинается группа. По крайней мере, так было у меня. В 15 лет я окончил музыкальную школу, попутно начинал придумывать и записывать на ПК что-то своё. Тогда я не планировал, что музыка будет моей основной специальностью (я поступал на мехмат ЮФУ). Но в итоге, спустя 2-3 года, я встретил людей, с которыми музыка объединила меня почти на 10 лет (имею в виду группу МОИЭТЮДЫ).
–Что такое, на твой взгляд, успешный музыкальный проект? Есть ли какие-то критерии?
–Ох, уж эта успешность) Для каждого, как мне кажется, критерии свои. Для меня это - когда ты с одной стороны имеешь возможности и средства воплощать свои творческие мысли и задумки, а с другой - видишь, что твоё творчество интересно и нужно людям, и они готовы его поддерживать всеми возможными способами.
–Каково быть сейчас, в 21 веке, музыкантом? Это вообще востребованная профессия, или скорее хобби?
–Как мне кажется, в любой профессии, востребованным тебя делает то, насколько ты хорош в своём деле. Хотя, конечно, сразу скажу, что если вы хотите стабильный ежемесячный доход, трудовой стаж и прочие "прелести" - музыкант это далеко не самый лучший выбор. Плюс, тут довольно много путей, чтоб говорить обобщенно о всей профессии. Но вообще, современный востребованный музыкант - это о том, как грамотно и умело "жонглировать" всем, что ты умеешь и постоянно прокачивать и узнавать ещё что-то новое. В 21 веке, как правило, мало просто хорошо играть на инструменте или петь. Практически любой музыкант, достойно зарабатывающий музыкой в России, из тех, кого я знаю, – это и немного композитор, и частично аранжировщик, и звукорежиссер, и педагог, и каверщик (в прошлом уж точно) и многое-многое другое.
– Как ты относишься к кавер-проектам? Это финансово интереснее музыканту, чем настоящее творчество?
– Это тема, про которую можно долго рассуждать. К самой идее кавер-групп я отношусь абсолютно спокойно. Из возможных плюсов: во-первых, неплохой, хотя и нестабильный, доход (естественно, при условии, что ты готов много работать не только как музыкант, но и как менеджер), во-вторых, это интересный опыт именно живых выступлений в разных "полевых" условиях, ну, и, в-третьих, грамотно разбирая и играя чужие песни ты в любом случае растёшь как музыкант. Обидно просто то, что многие, уходя в кавер-группы за якобы "лёгкими" деньгами (а по факту они далеко не лёгкие, просто процесс их заработка более веселый и приятный), забывают вообще про творчество и начинают относиться к этому исключительно с коммерческой точки зрения. А это уже начало конца для музыканта, как мне кажется.
– Знаю, что ты сам пишешь музыку. Как это происходит? Ждешь вдохновения? Представляешь, кто будет исполнять? Какая у тебя любимая из своих?
– Если всегда только ждать вдохновения - далеко не уедешь. Наркотики, чтоб расширить сознание, я не употребляю, но, к счастью, меня спасает моя графомания. Вообще, любое творчество - это сочетание вдохновения, идей, знаний и усидчивости. Тут, как с аппетитом, он может возникнуть во время еды, главное - начать. Ловишь идею (музыкальную или текстовую), делаешь набросок, а потом начинаешь развивать его. Причём вдохновение на этом пути может приходить и уходить, но это не значит, что надо останавливаться. Меня всегда в этом плане мотивировал Мартин Ли Гор (гитарист и автор почти всех песен группы Depeche Mode), который утром просыпается, завтракает, а потом идёт почти на весь день в свою домашнюю музыкальную студию, по сути, как на работу. Есть у него вдохновение или нет - он всегда найдёт, куда направить усилия. Что касается моего любимого трека среди своих собственных – это как выбирать любимого ребёнка (наверняка, очень банальное сравнение, но оно имеет место быть). Могу разве что сказать, что вот у группы МОИЭТЮДЫ была песня "Вперёд и вверх", для которой я написал музыку. И мне очень нравится, как в ней все сошлось, какой текст написал наш вокалист, какую вокальную линию придумал барабанщик, как она звучит на записи и т.п. Ну, и, конечно, я очень ценю то, что получается у нас в рамках новой группы КорольКит!
— Помогают ли как-то современные технологии писать музыку?
— Конечно, помогают, это даже можно не обсуждать! Современные технологии облегчают жизнь постоянно. У меня дома есть гитара, ноутбук и звуковая карта - уже этого, по большому счёту достаточно, чтобы записывать материал и, как минимум, делать нормальные демки. Плюс, есть iPhone с Garage Band, в котором можно набросать идею, если ты в дороге и боишься забыть. Или часто, например, перед концертом, когда сидишь разыгрываешься и вдруг придумываешь интересную партию, опять-таки спасает диктофон в мобильнике, куда можно быстро все записать. Вообще уже почти 10 лет назад Gorillaz записали альбом, используя iPad, и с тех пор возможностей становится все больше и больше! Единственный минус, как по мне, это то, что музыка из за этого становится менее оригинальной, и пропадает какая то сакральность процесса сочинения. Т.е. одно дело, когда все эти инструменты просто облегчают жизнь музыканту, а другое - когда человек далёкий от музыки набрасывает пару аккордов в программе и думает, что сделал что-то гениальное. Понимаю, что могу показаться конченым снобом, но ничего не могу с собой поделать )
– Миш, вот скажи честно, существует ли рецепт хита?
– Если совсем кратко - нет, как мне кажется, рецепта нет. Если чуть более развернуто: композитор Эдуард Ханок писал, что для создания хита нужно, чтоб сошлись 4 фактора - талант, творческая энергетика, материальные вложения (в сочетании с грамотным менеджментом) и случай. И вот как раз именно этот четвертый пункт, "случай", делает этот рецепт практически непременимым.
– Какие новые ещё не раскрученные музыканты заслуживают внимания?
– Я не то, чтобы специалист в андеграунде, но вообще довольно много интересных имен, в том числе и в России. Те, кто первыми приходят в голову и кто обосновался у меня в плеере - Sirotkin, Друг, Наадя, Rozhden (хотя его уже сложно к андеграунду отнести), Лера Руссо, Makenza, наши ростовские Flagi. Вообще, я на своей странице здесь, в vk, время от времени выкладываю понравившихся исполнителей, так как считаю, что именно музыканты в первую очередь должны поддерживать своих коллег, особенно если они делают что-то действительно достойное!